Особенности малого бизнеса в России

Малый бизнес – это очень важный сектор экономики. Он будет нужен всегда, так как людям всегда нужны будут различные товары и услуги, а именно предприятия малого бизнеса позволяют максимально приблизить их к потребителю.

К малому бизнесу в России относятся предприятия, занятость в которых составляет:

  • не более 100 человек, если это промышленное, транспортное или строительное предприятие;
  • не более 60 человек, если это предприятие сельскохозяйственное или научно-техническое;
  • не более 50 человек, если это предприятие оптовой торговли;
  • не более 30 человек, если в области розничной торговли или обслуживании населения;
  • не более 50 человек в других областях деятельности.

В силу своих особенностей малый бизнес всегда будет занимать важное место в экономике России.

Предприятия малого бизнеса легче приспосабливаются к изменяющимся условиям. Перестроить малое предприятие намного проще, чем крупное. Малый бизнес России участвует в формировании бюджета не только за счет отчислений от доходов, а и за счет увеличения доходов занятого в нем населения.

Увеличение занятости и снижение уровня безработицы тоже во многом заслуга малого и среднего бизнеса. По статистическим данным, в 2010 году на малый и средний бизнес приходилось почти 40 млн. замещенных рабочих мест. Это очень большая величина для России.

Флаг России!

Плюсы и минусы малого бизнеса

Малый бизнес имеет свои преимущества и недостатки. К «плюсам» относятся его гибкость, способность быстрее перестраиваться, приспосабливаться к изменившейся конъюнктуре рынка. Также очень важна экономичность, что для начала своего дела обычно не требуется слишком много капиталовложений, меньше расходов на организацию своего дела. Малый бизнес имеет узкую специализацию, в результате он более близок к потребителю, лучше удовлетворяет запросы данного конкретного клиента.

Развитие системы малых предприятий позволяет сбалансировать региональные и местные рынки труда, обеспечивая людей работой там, где они живут, сокращая трудовые миграции населения. К тому же на предприятиях малого бизнеса больше всего заняты представители социально неустойчивых слоев населения: молодежь без опыта работы, женщины с детьми, которых не очень хотят принимать на работу на крупные предприятия. Так малый бизнес помогает еще и снятию социального напряжения.

Если рассматривать недостатки малого бизнеса, то отметим следующие:

  1. Большая часть предприятий малого бизнеса предпочитают занижать прибыль, выплачивать «серые» зарплаты. Бюджет России при этом недополучает большие суммы. Решение этого вопроса очень сложно.
  2. Основными сферами действия малого бизнеса стали торговля и оказание бытовых услуг. А в новых наукоемких отраслях такие предприятия задействованы очень слабо.
  3. Малый бизнес в России постоянно страдает от нехватки денег. Такое случается потому, что капитал весь уходит в оборот. Из-за несовпадения времени обращения денег с производственным циклом возникает необходимость в кредитах, а проценты на кредиты для малых предприятий, которым нужны не самые большие суммы, выше.
  4. В результате малый бизнес становится неустойчивым, несмотря на все свои преимущества. Почти каждое четвертое предприятие становится банкротом еще в первый год.

Популярные формы малого бизнеса

Наиболее распространенными формами малого бизнеса являются домашний и семейный бизнес и франчайзинг. Домашний и семейный бизнес привлекателен тем, что здесь нет чужих людей. Все участники – родственники, они могут полностью доверять друг другу, поддержат в трудные моменты. Решения принимаются самостоятельно, без указаний сверху, доходами также распоряжаются сами.

Семейный бизнес!

Франчайзинг — это покупка у правообладателя права производить товары под известной маркой. Не надо заниматься личной рекламой продукции, она уже известна и пользуется спросом.

Фермерство – уже опробованный вид малого предпринимательства. Если есть агрономическое или ветеринарное образование, навыки ведения сельского хозяйства, создание фермерского хозяйства – самое подходящее дело для сельской местности. В последнее время интерес к нему возрождается в связи с возросшим спросом на экологически чистую продукцию.

Большая ферма!

Трудности индивидуального предпринимательства заключаются в том, что трудно соблюдать нормирование рабочего дня. Проще говоря, работать придется от зари до зари и часто без выходных. Необходимо иметь знания в области бухгалтерии и экономики, налогообложения. То, что в большой фирме распределено между разными специалистами, приходится делать одному человеку. Доходы также могут быть намного ниже, а в первое время их может не быть совсем.

Несмотря на все трудности, малый бизнес в России развивается. Если посмотреть в цифрах, в 2010 году число малых предприятий в России составило 4 с половиной миллиона, произведено было товаров и услуг на сумму 23,3 трлн. руб. Наиболее развит был малый бизнес в Калининградской области, Республике Алтай и Якутии. 30% выручки от реализации товаров и услуг приходилось на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Наиболее распространенными в России стали виды бизнеса по оказанию бытовых услуг, производству сельскохозяйственной продукции, ремонтным работам и др. Оправдывает себя предпринимательство по поддержанию красоты (прически, макияж, маникюр, ателье, фитнесс-клубы и т.п.) и здоровья (массажные кабинеты, тренажерные залы, продажа БАДов и пр.).

Широко распространились предприятия по авторемонту, ремонту дома, услуги по клинингу. Появилась такая необычная для России специальность как «муж на час» — выполнение различных мужских работ по дому. Новое развитие получили традиционные художественные ремесла.

Муж на час!

Как выбрать вид малого бизнеса?

Самое главное при принятии решения о создании своего бизнеса – это правильно выбрать вид деятельности. Необходимо найти свою нишу на рынке труда, именно то направление, когда бизнес сможет активно развиваться. Лучше всего, если в этом деле пока нет конкурентов, т.е. деятельность должна быть новинкой хотя бы в конкретной местности.

Также хорошо идет бизнес по оказанию модных услуг или производству модных товаров. Или производство должно быть очень затребовано в обществе. При этом если продукция дорогая, она должна быть рассчитана на узкий круг людей с высоким доходом. А если расчет идет на массовое потребление товара или услуги, то они должны быть недорогими и доступными.

Наверх