Как расширить штат ИП?

Основная цель любого бизнеса – максимизация прибыли. Одной из форм его организации выступает индивидуальное предпринимательство. Если бизнес идет в гору, то рано или поздно у ИП встает вопрос, что предпринять, чтобы нанять дополнительного работника? Оформить сотрудника, соблюдая требования законодательства, необходимо для успешной работы в дальнейшем. Для этого надо знать ряд простых правил.

Следует иметь в виду, что если ИП требуется помощь в ведении бухгалтерского учета, то необязательно вводить эту должность в штат. Можно оформить договор обслуживания с какой-либо аутсорсинговой компанией или бухгалтером, работающим как ИП.

Если требуется сотрудник на работу в иной должности, то его оформление должно происходить в полном соответствии с трудовым законодательством. При этом не следует забывать о том, что если ИП работает по патентной системе, то число сотрудников, которых он сможет оформить на работу, не может превышать 5 человек. Подробнее разберемся во всех нюансах этого вопроса.

Работодатель и будущий сотрудник!

Что требуется от претендента?

При принятии решения ИП о приеме на работу того или иного человека от последнего требуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. трудовая книжка;
  4. свидетельство о присвоении ИНН;
  5. пенсионное страховое свидетельство;
  6. военный билет (для военнообязанных);
  7. диплом;
  8. свидетельство о рождении детей (для получения налоговых льгот).

Заявление для принятия на работу пишется на имя ИП. В шапке указывается ФИО точно по паспорту в дательном падеже. В родительном падеже сотрудник ставит свои инициалы и адрес места проживания. В самом тексте заявления гражданин выказывает просьбу о приеме на работу в определенной должности. Затем ставит свою подпись и дату.

Заключаем трудовой договор

На основе поданного заявления ИП может оформить приказ о приеме на работу сотрудника, где прописывает его ФИО, должность, дату приема, ставит подпись и печать. Помимо этого, здесь должна быть поставлена подпись самого нанимаемого.

Наступает следующий этап трудовых отношений – составление и подписание договора о приеме на работу. При этом договор может носить как гражданско-правовой характер, так и трудовой. Их разница состоит в том, что, как правило, гражданско-правовой договор заключается для выполнения однократных, непродолжительных работ на заранее оговоренный срок. Для работодателя преимущества очевидны: отсутствие необходимости уплаты взносов в ФСС на работника. Но есть одно «но».

Заключение договора!

Если впоследствии работник выкажет недовольство в адрес работодателя и дело дойдет до суда, гражданско-правовой договор может быть оспорен и переведен в статус трудового. Тогда работодатель будет обязан уплатить не только все штрафы, налагаемые на него по решению судебного разбирательства, но и произвести необходимые отчисления в Соцстрах за весь период работы сотрудника, включая пени.

Сам договор о приеме на работу следует оформить в 2-х экземплярах: один для сотрудника, другой для ИП. Целесообразно приложить к трудовому договору должностную инструкцию работника, чтобы избежать возможных проблем в дальнейшем. Договор в установленном порядке требует подписи 2-х сторон.

Регистрация в фондах

ИП при приеме на работу первого сотрудника должен зарегистрировать себя как работодатель в государственных внебюджетных фондах.

Закон строго определяет сроки регистрации ИП как работодателя:

  • ПФ РФ – не более 30 дней с даты заключения договора;
  • ФСС и ФОМС – не более 10 дней.

Документами, выступающими основанием для постановки на учет в фондах, признаются:

  • паспортные данные страхователя;
  • свидетельство о постановке страхователя на налоговый учет;
  • договор о приеме на работу.

К этим документам требуется оформить заявление от имени ИП на регистрацию себя как работодателя и страхователя по установленным образцам. После процедуры регистрации у ИП должны остаться полисы ОМС, которые необходимо выдать на руки сотрудникам.

Обязательства ИП перед бюджетом

Сразу после регистрации в качестве работодателя у ИП появляются значительные обязательства перед бюджетом. Он ставится налоговым агентом, который должен производить расчет сумм налога на доходы физических лиц в размере 13% от заработной платы, удержание налога с оплаты труда работника и его перечисление в бюджет. Помимо этого, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, ИП должен предоставить в налоговый орган сведения о полной сумме налогов с доходов физических лиц.

Заполняем документы для налоговой!

Если НДФЛ уменьшает величину начисленной заработанной платы работника, то величина отчислений во внебюджетные фонды формируется на ее основе, но выплачивается ИП самостоятельно. Величина взносов составляет 30% от начисленной заработанной платы работника (ПФ РФ – 22%; ФСС – 2,9%; ФОМС – 5,1%).

Рабочие будни

После того как процедура регистрации по ВБФ закончилась, работник приступит к выполнению своих непосредственных обязанностей. В это время ИП важно донести до сотрудника правила внутреннего распорядка, режим работы, систему поощрений. На каждого наемного работника ИП заводится карточка личного учета по форме Т-2, где находит свое отражение вся информация о работающем человеке.

Важно иметь наготове штатное расписание работника, график отпусков и должностную инструкцию на каждую штатную единицу. Также если принятый сотрудник напрямую будет иметь дело с материальными ценностями, требуется подготовить договор материальной ответственности работника, который при неблагоприятном развитии событий сможет выступить гарантом и надежным защитником интересов ИП.

Если сфера деятельности сотрудника связана с коммерческой тайной, то при желании ИП можно составить на работника Договор о неразглашении служебной информации. Если ИП будет грамотно следовать приведенной пошаговой инструкции по приему на работу сотрудников, то сможет обезопасить себя от нежелательного развития событий. А это, в свою очередь, приведет к отсутствию непродуктивных затрат, проблем с законом и процветанию бизнеса.

Наверх